Весь ремонт и ТО автомобилей

SUBARU

Запись по тел

8 (342) 27 104 44

 

 

Статьи / Технические / Американская Трофи-кухня
21/05/2011

Американская Трофи-кухня

Trophy-Truck – очень известное и популярное в Штатах блюдо местной офф-роуд кулинарии. Рецепт в основе своей довольно прост.

Берется американский (и не только американский, но об этом ниже) пикап с двигателем максимального литража, мотор попутно еще больше форсируют, с машины снимают железный кузов, наваривают легкосплавный скелет, на который одевают фибропластовый кузов, подвеску делают как можно более длинноходной – и все это хозяйство начинает с бешеной скоростью носиться по пустыням.

Вы можете подумать, что это глупость какая-то и будете неправы. На самом деле рецепт приготовления при кажущейся простоте уникален, и результат получается сверхсерьезным. Есть, между прочим, подозрение, что если подобное чудо техники выпустить на Дакар, оно вполне способно «уделать» всех начисто. Как так? Давайте обратимся к подробностям.

Почему чаще всего эти «траки» имеют вид пикапов? В нынешних условиях конструирования и последующего использования эти машины вообще было бы легче делать без кузова (примерно как багги). Тут все объясняется историческим и финансовым аспектами. Среднеразмерные грузовички в США очень распространены везде, а в южных штатах особенно.

Именно на таких железных конях «ковбои» соревновались в скорости передвижения по пустыне. Постепенно из различной любительской офф-роуд-развлекухи появился профессиональный desert racing, встал вопрос о деньгах и спонсорстве. Потому сегодня трофи-трак имеет вид пикапа какого-нибудь автопроизводителя – того, который финансово помогает команде.

Это, конечно, не аксиома. Исстари гонки по пустыне очень демократичны – по большому счету, участвовать в них может кто угодно и на чем угодно. Энтузиасты строят «трик-траки» (trick-truck – шутливое название trophy-truck-ов, означает что-то вроде «грузовик-трюкач») из любого подходящего внедорожника. Да и машины профессиональных команд не всегда имеют вид грузовика.

Но большинство трофи-траков все-таки относятся к классу «пикапообразных». Фибергласссовый кузов – во многом муляж, рекламоноситель, нет даже стекол. Перевернувшись (а аварии здесь не редкость), они могли бы повредить гонщиков. Но ведь это Америка! Здесь как нигде любят красивое шоу и красивые зеленые деньги. Если по пустыне будут кататься просто трубчатые конструкции – это не интересно и не прибыльно.

Конструктив
 


Обратите внимание на спаренный радиатор, в жаркой Мексике охладить многолитровый V8 – непростая задача. Вообще, радиаторов для двигателя, как правило, ставят четыре, а вместе с маленькими трансмиссионными может и с десяток набраться.

«Скелет» трофи-трака строится по сложнейшей, рассчитанной на компьютере программе нарезки и сварки хром-молибденовых труб.
Электронный мозг помогает все это спроектировать, но непосредственно варить приходится людям, редким и ценным высококлассным специалистам.
 

Постройка пространственного каркаса – очень трудоемкое и дорогостоящее мероприятие (сложно сказать, сколько это точно стоит, но общий бюджет постройки хорошего «трака» – около $ 300 000).

А ведь и результат получается стоящим: невероятно крепкая «хребтина» выдерживает гигантские нагрузки во время прыжков (во время гонки машина примерно четверть времени летит над землей).

Люди, сидя в одной сплошной дуге безопасности, чувствуют себя абсолютно защищенными.

Подвеска

Когда рама готова – переходят к подвеске. Эта часть – полный трик-траковский эксклюзив, больше такого не используют нигде. Взгляните на типичный задний мост трофи-трака.

Чулок и редуктор обязательно должны быть обварены металлом. Более того, иной раз корпус редуктора представляет собой цельную стальную «чушку», в которой высверливаются нужные отверстия и полости. Столь фундаментальному мосту и рычаги нужны соответствующие.

К чему столь серьезные заморочки? Задний мост у этих машин – наиболее прочная деталь из всей конструкции, ведь безумный крутящий момент от безумного двигателя только назад и приходит! Это главное отличие американских «покорителей пустыни» от подавляющего большинства мировой офф-роуд техники: эти «покорители» в 99 случаях из 100 являются заднеприводными. И удивительно это лишь на первый взгляд. В мексиканских пустынях трясин нет, там бугры да ямы, по которым надо скакать на высокой скорости. И вот если впереди тоже будет мост, то артикуляция подвески (а она при быстрой езде по неровностям очень нужна) будет ограничена. Этого, решили американцы, нам не надо, мы лучше вместо полного привода такое сделаем! Вот такое, например…

Это, друзья, невиданный в наших широтах зверь – Х-образная подвеска типа crossover. Огромнейшие рычаги идут с правой стороны к левому колесу и слева направо соответственно. Артикуляция этого «хозяйства» не поддается словесному описанию, оно на кочках очень необычно выгибается и подскакивает.

Более распространенной, однако, схемой является А-образная передняя подвеска, у которой также весьма массивные рычаги «растут» из среднего сектора днища машины.
 

Амортизаторы также устанавливают непростые. Подвесочка получается не длинноходной, а всепоглощающе свободнолетучей.

В этих конструкциях закономерно отсутствуют сайлентблоки, замененные шарнирами типа «металл к металлу». Технические решения в целом общие, но просчитывают и дорабатывают места и углы сочленений, настройки жесткости и т.п. команды на свой лад, оценивая эффективность и надежность работы на свое усмотрение.


На фото: штатный и тюнинговый «аммо» – почувствуйте разницу!

Трансмиссия и двигатель

С трансмиссией все проще: чаще всего используются мощные «грузовые» трехступенчатые автоматические КПП с перенастроенными «мозгами». А чего мудрить-то? Многоступенчатая коробка, которая ювелирно меняет передачи для эффективного набора скорости, здесь ни к чему, ведь технология езды на трофи-траке проста: тапка в пол, идем по прямой.

Главное, чтобы трансмиссия могла безболезненно «прожевать» семь-восемь сотен «кобыл», которые выдает семи-, восьмилитровый движок.
Тоже, знаете, не шедевр инженерной мысли. На картинке выглядит здорово, но в основе это, как правило, обычная силовая установка от серийного пикапа Ford или GM.
 

   

Только она тщательно перебирается, «подгоняется»; уходят, разумеется, все экологические ограничители и прочие компьютерные «отсечки», устанавливается «спортивный» блок управления и получите-распишитесь: бездна тяги с сочным ревом!

В принципе, описание рецепта завершено. Одевается легкий кузов, на него наносится реклама спонсоров и «наши космические корабли отправляются бороздить просторы Большого Театра».

Конкуренты

Корабли эти, конечно, не наши, а штатовские. Их все сильней теснят трик-траки, созданные на базе «иномарок», прежде всего, конечно, японских. Но на просторах всемирной паутины попалась информация и о том, что свою версию подобного автомобиля готовит (кто бы мог подумать!) компания KIA!
 

   

Особняком в этой сфере стоит проект немцев из Volkswagen: Touareg TDI Trophy Truck (не путаем с дакаровским Race Touareg). Это попытка создать высокотехнологичный «пустынный грузовик». Он оснащен шестиступенчатой секвентальной КПП, в нем нетрадиционно много электроники, а под капотом прячется невообразимый доселе в бензиновом царстве американских гонок по пустыне 5,5-литровый «спортивный» дизель V12 TDI, выдающий под 1000 Нм крутящего момента!

Владельцы классических американских трик-траков пока высокомерно посмеиваются над новичками. Того же «Трофи Туарега» на дебютной гонке Baja 1000 в 2008 году подвела как раз высокотехнологичная часть: на трассе вышла из строя секвентальная КПП. Но ведь наверняка немцы доработают свой трак и вернутся. Когда-нибудь несладко придется консервативным американцам. Но, возможно, это даже хорошо – надо ведь освежать традиционную кухню новыми рецептами.

 

Источник www.offroadclub.ru

© Мастерская Полного Привода

г. Пермь, ул. Пушкарская 138 к4

+7 (342) 27 104 44